Влияние цифровой маркировки на экономику и налоговые поступления Узбекистана

Опубликовано
Интервью с председателем Государственного налогового комитета Шерзодом Кудбиевым
Председатель Государственного налогового комитета Шерзод Кудбиев. Фото: Kursiv Uzbekistan

Цифровая маркировка внедряется в стране уже не первый год, и главный ожидаемый эффект — прозрачность рынка. О влиянии маркировки на открытость данных о товарах мы поговорили с председателем Государственного налогового комитета Шерзодом Кудбиевым.

— Шерзод Давлятович, Вы как председатель Налогового комитета стоите у истоков цифровой маркировки в Узбекистане. Какие стратегические цели стоят за ее внедрением и каким образом к процессу подготовились налоговые органы?

— Предпосылками системы цифровой маркировки стали стратегические цели Узбекистана по сдерживанию «теневой» экономики. Перед Налоговым комитетом поставлена непростая задача — внедрять инновационный инструмент прослеживаемости товаров как продолжение процесса цифровизации в сфере, ограничение человеческого фактора при налоговом контроле, позволяющий ограждать потребителей от контрафакта. Именно поэтому на выбор определенной товарной группы, подлежащей обязательной цифровой маркировке на начальном этапе, повлияли исследования «серых» экономических операций и выявлены товары с наиболее высоким коэффициентом «теневой» экономики.

Для эффективного внедрения в практику системы цифровой маркировки осуществлены в первую очередь меры по технической оснащенности Налогового комитета: обновление Центра обработки данных и серверного оборудования, установка современных телекоммуникационных устройств. Мы говорим о полной модернизации инфраструктуры связи налоговых органов и системы информационной безопасности, создании единой цифровой платформы для налогового администрирования, внедрении современных технологий для анализа больших объемов данных, а также расширении перечня услуг для налогоплательщиков, доступных в режиме реального времени. Количество новых программных продуктов доведено до 74.

В итоге цифровые инструменты налогового администрирования, ставшие сегодня будничными, — электронные счета-фактуры, фискальные чеки и онлайн контрольно-кассовая техника, применение идентификационных кодов продукции и услуг (ИКПУ), автоматизация электронных налоговых услуг, сервисов и налоговой отчетности привели к ускорению и упрощению процедуры налогового администрирования и, следовательно, к увеличению поступлений в государственный бюджет и «обелению» рынка.

Система маркировки отличается своей масштабностью, но входит в единую экосистему цифровой трансформации налоговых органов, которую поэтапно внедряет Налоговый комитет. Мы придерживаемся идеи вдумчивого подхода и создания комфортных бизнес-условий, чтобы процесс был обоюдным, а лояльность бизнес-сообщества в реализации реформ — высокой. У нас общая цель — вывести из «тени» нелегальных производителей и продавцов, привести отечественный рынок к конкурированию в равных условиях.

Сегодня, чтобы наблюдать полную прозрачную картину по товарам системы цифровой маркировки, налоговому инспектору достаточно открыть интерактивную панель. Новая информационная аналитическая программа «Контроль оборота продукции с цифровой маркировкой» (дашборд) интегрирована с национальной информационной системой маркировки и прослеживаемости продукции Asl Вelgisi и в режиме реального времени демонстрирует и отслеживает путь маркированного товара от производства или импорта в разрезе оптовой и розничной торговли, позволяя аккумулировать полную базу данных маркированного товара, его движение и остаток в текущее время либо за конкретный период. В системе цифровой маркировки зарегистрированы 3,5 тыс. производителей и импортеров, которые только в 2024 году добавили более 100 тыс. видов продукции в Реестр маркируемых товаров, произведено около 8,2 млрд маркированных товаров.

— Можно ли сказать, что реакция бизнеса была неоднозначной?

— Реакция бизнеса была разной. С первых дней официального объявления о старте в стране обязательной цифровой маркировки процесс осуществляется исключительно с учетом интересов бизнес-сообщества, без допущения влияния на объемы производства, с оперативной и всесторонней технической и справочной поддержкой со стороны Налогового комитета. Подготовительный этап до запуска занимает не менее года.

Положительная динамика роста сторонников маркировки объясняется несколькими факторами — это заблаговременное информирование производителей и импортеров, адресная разъяснительная работа налоговых инспекторов на этапе пилотных проектов по запуску цифровой маркировки, привлечение экспертов и специалистов институтов гражданского общества (ассоциаций, общественных советов). И, конечно, предоставленные льготы.

Так, до 1 января 2027 года предпринимателям предоставлено право на налоговый вычет расходов на приобретение устройств для считывания кодов цифровой маркировки. Сегодня 180 887 предпринимателей используют 108 535 2D-сканеров или других специальных устройств. Производители маркированного товара до 1 июня 2027 года освобождены от таможенной пошлины при импорте оборудования, необходимого для цифровой маркировки продукции (№ ПП-203 от 30.05.2024 г.).

В персональном кабинете предпринимателя и в мобильном приложении Soliq для самостоятельной инвентаризации маркированного товара внедрена новая услуга «Оборот продукции с цифровой маркировкой». Данная услуга позволяет просматривать текущий остаток маркированных товаров, отслеживать движение товара (кому продан либо у кого приобретен), анализировать историю и движение кодов маркировки. И все в режиме реального времени, ведь в полноценном внедрении цепочки отслеживания и защиты рынка от контрафакта и подделок заинтересованы все участники рынка.

Безусловно, Налоговый комитет сталкивался с ситуациями, когда некоторые представители бизнеса неохотно шли навстречу реформам, отвергали новшества. Но, как показало время, по итогу они же сами отмечали положительный результат у конкурентов в виде увеличения товарооборота. Цифры свидетельствуют о значительном росте числа производителей и импортеров товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке. Для сравнения: на старте в 2021 году количество участников рынка цифровой маркировки составляло 931 производитель и импортер. К 2025 году количество увеличилось до 3595, что показывает более чем трехкратный рост.

— Какие секторы рынка продемонстрировали наибольший рост и как это отразилось на налоговых поступлениях в бюджет?

— Наибольший рост участников — производителей и импортеров — зафиксирован в следующих категориях: алкогольная продукция — на 75 компаний, табачная продукция — на 72, пиво и пивоваренная продукция — на 54, бытовая и прочая техника — на 1714, лекарственные средства и изделия медицинского назначения — на 627, вода и прохладительные напитки — на 122.

Если говорить о влиянии цифровой маркировки на налоговые поступления, то мы наблюдаем рост финансовых потоков в производстве и реализации алкогольной, табачной продукции и лекарственных препаратов. Включение этих товаров в систему цифровой маркировки способствовало повышению налоговых поступлений в бюджет страны.

Однозначно наблюдается увеличение товарооборота в секторе бытовой техники — это говорит о высоком уровне заинтересованности производителей и импортеров.

— Расскажите о ситуации на рынке лекарств.

— Лекарственные средства и изделия медицинского назначения относятся к социально ориентированной категории товаров. Налоговый комитет считает маркировку лекарств наиболее ответственной миссией налоговых органов. Ведь благодаря маркировке лекарств и медтоваров у государства появился не только инструмент точечного анализа отрасли, но и возможность прослеживать цикл от производителя или импортера до конечного потребителя.

Фискальные чеки, которые выдают покупателям в аптеках и содержат сведения об ИКПУ лекарств, позволяют Налоговому комитету обобщать информацию о расходах населения на медикаменты, а также выявлять, помимо ценообразования, еще и эпидемиологическую ситуацию по конкретному препарату и всю цепочку прослеживаемости благодаря отражению кодов маркировки и ИКПУ в ЭСФ. Такая информация формируется в разрезе каждого района и махалли, что в разы повышает прозрачность рынка и эффективность контроля.

В данной отрасли инструменты цифровой маркировки стоят на защите здоровья граждан, ограждая от контрафакта и некачественных медикаментов, одновременно позволяя стандартизировать и унифицировать товар, избавляя тем самым отечественный рынок от незаконной продукции и контрафактных товаров как местного производства, так и иностранного.

За период с марта 2023 года по апрель 2024 года было выявлено более 600 фактов, связанных с незаконным производством и оборотом лекарственных средств. Изъято из обращения свыше 30 тыс. упаковок без цифровой маркировки и разрешительных документов на сумму более 28,1 млрд сумов.

Для потребителей, желающих предостеречь себя от покупки нелегального товара, создан сервис «Проверка маркировки» в мобильном приложении налоговых органов Soliq, в котором зарегистрировано более 10,5 млн человек.

Первое, что должно насторожить, — отсутствие цифровой маркировки, и второе — если при сканировании Data Matrix система выдаст сообщение «Код не подлинный». Выявив неправильную цифровую маркировку либо ее отсутствие, каждый гражданин может направить в налоговые органы электронное обращение через мобильный сервис «Налоговый партнер».

— Как внедрение маркировки повлияло на налоговые поступления в Узбекистане?

— Поступления в государственный бюджет благодаря системе цифровой маркировки с 2021 года вышли на новый уровень: сумма налога, уплаченного по итогам 2024 года в бюджет, значительно выросла, составив 26,4 трлн сумов, что на 4,9 трлн сумов больше, по сравнению с прошлым годом.

По итогам 2024 года общий объем реализации маркированных товаров увеличился на 20,1 трлн сумов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 166,1 трлн сумов. 

— Какие международные инициативы также поддерживают внедрение цифровой маркировки?

— В результате тесного сотрудничества и плодотворной работы на уровне глав правительств Российской Федерации и Республики Узбекистан между Федеральной налоговой службой России и Налоговым комитетом Узбекистана подписано соглашение об информационной интеграции в целях передачи сведений о кодах маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения — это взаимное признание маркировки лекарственных средств между нашими странами и первое достижение в дальнейшем международном взаимодействии в сфере маркировки лекарств, в обеспечении прозрачности товарооборота между странами-участницами данной системы.

Налоговый комитет активно передает положительный опыт. В этом году перед запуском маркировки пивной продукции в Казахстане комитет посетила делегация из соседней республики, интерес проявляют и другие страны.

— Какие экономические эффекты Вы ожидаете от внедрения цифровой маркировки в долгосрочной перспективе?

— В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что цифровая маркировка будет способствовать улучшению бизнес-условий, росту доверия со стороны инвесторов и развитию внутреннего рынка.

Важно, что маркировка способствует модернизации всего экономического процесса, а значит, влияет на стабильность и развитие экономики страны. Безусловно, имеющиеся достижения располагают к рассмотрению со стороны правительства других товарных групп, подлежащих обязательной цифровой маркировке.

Читайте также