«Административная реформа в Узбекистане выходит на новый этап»
Под занавес 2022 года в правительстве Узбекистана произошли существенные изменения, которые стали очередным этапом административной реформы в республике. И хотя работа по формированию нового состава и структуры кабмина велась не один месяц, решение было принято после президентского послания, в канун нового 2023 года.
Совершенствование работы органов госуправления – процесс непрерывный. А каждые изменения в структуре госаппарата проводятся для решения определенных задач. Судя по тому, какие министерства были реформированы, можно сказать, что ключевыми целями данного этапа является эффективная реализация промышленной политики, экспортного и инвестиционного потенциала, цифровизация и другие драйверы развития экономики страны. Все это должно работать на повышение уровня жизни граждан и двукратное увеличение ВВП на душу населения в течение ближайших пяти-семи лет.
Суперведомства для экономики
Главные изменения произошли в экономическом блоке, где были созданы два суперведомства – Министерство инвестиций, промышленности и торговли, а также Министерство экономики и финансов.
Бывшее Министерство инвестиций и внешней торговли в результате реформы получило серьезный функционал по развитию промышленности. По сути, де-юре оформляется то, что существовало де-факто. До создания нового ведомства МИВТ занималось развитием промышленных предприятий, реализацией новых производственных проектов, работало в направлении развития свободных экономических зон, малых промышленных зон в регионах и т.д. Надеюсь, что с увеличением полномочий и функционала это важное министерство в новом формате сможет обеспечить связку в цепочке «инвестиции-промышленность-экспортно ориентированная внешняя торговля».
Министерство экономики и финансов было создано на базе Министерства финансов и Министерства экономического развития и сокращения бедности. В него структурно также вошли Таможенный и Налоговый комитеты. Выражаясь образно, новое суперведомство можно смело назвать «министерство доходов и расходов», которое объединяет в своей деятельности вопросы макроэкономического прогнозирования, функции финансового управления, пополнения и распределения бюджета.
Очень интересно появление на базе Госкомгеологии Министерства горнодобывающей промышленности и геологии и одновременно Министерства природных ресурсов. Посмотрим, как эти два ведомства будут работать дальше, но, возможно, на следующем этапе они будут объединены.
В остальном я не вижу каких-то существенных изменений и, думаю, на среднесрочную перспективу структура высших органов исполнительной власти проработает именно в таком виде.
Вектор на разделение власти
Понятно, что перестройка будет иметь продолжительный характер, потому что теперь административная реформа пойдет вглубь – на уровень областных управлений и районных отделений. Но это все техника. На самом деле Узбекистан стоит на пороге нового этапа совершенствования системы местных органов государственной власти. И понятно, что страну ждут серьезные изменения в системе местного самоуправления.
Как мне представляется, будут разделены полномочия областных и районных хокимов. Сейчас главы регионов и районов одновременно являются руководителями и исполнительной, и представительной власти. Скорее всего, от этой системы будут уходить, а у хокимов заберут полномочия руководителей представительных органов на местах. Будет создаваться новая самостоятельная вертикаль власти на местном уровне в виде Кенгашей народных депутатов, появятся руководители областных и районных Кенгашей народных депутатов, они будут независимы от хокима, и таким образом на местном уровне будет обеспечен принцип разделения исполнительной и представительной властей.
Сегодня в обществе существует серьезный запрос на эффективную систему госуправления. Есть серьезные пробелы в работе центральных органов исполнительной власти и органов самоуправления на местах. Существуют серьезные претензии к качеству их деятельности и эффективности деятельности отдельных чиновников.
Процесс совершенствования будет продолжен, потому что запрос общества на повышение качества деятельности органов власти есть, и он растет, а система госуправления не успевает за этими изменениями.