Курсив | Research

Что делает Узбекистан одним из самых перспективных телеком-рынков на постсоветском пространстве

Благодаря демографическому потенциалу и слабой насыщенности Узбекистан является одним из самых перспективных телеком-рынков на постсоветском пространстве. Руководство страны, которое взяло курс на форсированное построение цифровой экономики, задалось целью обеспечить стопроцентный доступ населения к широкополосному интернету и мобильной связи. Движение вперед тормозят не поспевающая за потреблением инфраструктура, территориальное неравенство, дефицит иностранных инвестиций, государственный квазимонополизм. Многие системные проблемы сектора усугубил ковид.

Благодаря демографическому потенциалу и слабой насыщенности Узбекистан является одним из самых перспективных телеком-рынков на постсоветском пространстве.

Постковидный синдром

Региональный телеком-рынок только начинает приходить в себя после пандемии и пока далек от восстановления. Выручка компаний снизилась на 3,2% в 2020-м и на 2,9% в 2021-м. По прогнозам Statista, в ближайшую пятилетку снижение продолжится, но более скромными темпами — на 0,3% ежегодно.

При этом потребительские траты на связь, интернет и платное телевидение сократились на 5,7% в 2020-м. Однако уже в следующем году они отыграли падение (+9,7%) и в краткосрочной перспективе будут увеличиваться в среднем на 7% ежегодно.

Падение покупательной способности населения, сокращение экономической активности и закрытие границ стали испытанием и для узбекистанского телекома. Самым болезненным оказался 2021 год, когда выручка предприятий упала сразу на 8% в сравнении с 2020-м. В ближайшие пять лет «медвежий» тренд сохранится, и темпы снижения прогнозируются вдвое выше региональных — 0,6% в год.

Лидером падения как в абсолютном выражении, так и относительно других сегментов рынка, остается мобильная телефония. С начала пандемии выручка от услуг сотовой связи проседала в среднем на 11% в год. При этом ее доля в общем телекоммуникационном «котле» сократилась с 44% в 2021-м до 37% в 2021 году.

Болезненным ударом для местных операторов стало схлопывание рынка мобильного роуминга. По подсчетам специалистов из Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), они недополучили по меньшей мере $6 млн от услуг роуминга только за один месяц карантина.

Ковид ускорил отказ от сотовой связи в пользу интернета, который происходит во всем мире. Ожидается, что к 2027 году на связь будет приходиться около четверти рынка. Мобильный трафик будет генерировать около половины всей выручки сектора. Хорошие перспективы у проводного интернета, который начал расти уже в первый постковидный год. Спустя пять лет, по прогнозу Statista, его доля сравняется с показателем мобильной связи.

Человеческий фактор

Центральная Азия как развивающийся регион обладает важным для развития телекоммуникационного рынка преимуществом. Это быстрорастущее население, представленное главным образом молодежью — самыми активными потребителями цифровых услуг. Согласно расчетам Statista, число интернет-пользователей в регионе к 2028 году увеличится на 10,1 млн человек (+19,16 %). При этом уровень проникновения вырастет с 70 до 75%.

Экономики Центральной Азии не одинаковы по демографическому потенциалу. У Узбекистана самое многочисленное население, обеспечивающее почти половину регионального естественного прироста. На руку стране играет и ее сравнительная густонаселенность. Плотность населения в РУз составляет 77,6 чел./кв. км против 34,1/кв. км в Кыргызстане и 7,2/кв. км в Казахстане. Поэтому затраты на развитие оптоволоконных коммуникаций в Узбекистане ниже, чем у соседей. Эксперты Всемирного банка предполагают, что проникновение широкополосной связи может быть достигнуто за счет стратегического внедрения дополнительных сетей фиксированной и мобильной широкополосной связи.

Крепкий середнячок

Узбекистан занимает второе место в Центральной Азии по проникновению интернета, уступая первенство Казахстану. Согласно отчету Digital 2022, на начало прошлого года к сети было подключено около 24 млн жителей республики, или 70,4% населения. По данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций (МИТК), число интернет-пользователей за прошлый год выросло на 10% и достигло 27,2 млн человек. В то же время страна лидирует в регионе по проникновению фиксированного широкополосного доступа с показателем 16,1%, по оценкам Международного союза электросвязи (ITU).

Хорошую динамику демонстрирует развитие оптоволоконной сети — самой совершенной на сегодня инфраструктуры для скоростной передачи данных. Начиная с 2018 года протяженность волоконно-оптических линий связи увеличивается в среднем на 54% ежегодно.

Мобильные сети покрывают около 79% территории Узбекистана. Меньше только у Таджикистана — 77% (данные по Туркменистану отсутствуют). По проникновению сотовой связи страна в начале 2022-ого также сильно отставала от соседей, кроме Туркменистана. На 34,16 млн населения приходилось 25,59 млн подключений, что составляет 86,6%. В Кыргызстане этот показатель равен 158,8%, а в Казахстане — 127,9%.

Широкополосное соединение составляет 81,3% от общего числа мобильных подключений. Это второй результат в регионе после Казахстана. МИТК, которое считает проникновение не по SIM-картам, а по физическим пользователям, оценивает мобильную абонентскую базу в 33 млн человек (+13% за год).

О скорости

Internet Accessibility Index, измеряющий соотношение скорости и стоимости интернета, отводит Узбекистану 113-е место из 164 стран. В Центральной Азии это второй результат после Казахстана, который расположился на 55-й позиции. По данным Speedtest от Ookla за декабрь 2022 года, Узбекистан занимал 122-е место в мире и третье в регионе по скорости загрузки мобильного интернета с медианным значением 13,95 Mbps. Он пропустил вперед Казахстан и Кыргызстан. За год республика опустилась в этом рейтинге на семь позиций.

В рейтинге Mobile Connectivity Index, который дает комплексную оценку состояния мобильной связи по параметрам инфраструктуры, доступности, потребительской готовности, контента и сервиса, РУз также уступает обоим соседям по всем позициям.

79%, 15-е место в мире и $14,38

Зато по скорости стационарного широкополосного интернета Узбекистан проигрывает в регионе только Кыргызстану. В мире РУз занимает 89-е место с медианным значением 45,03 Mbps.

Еще один полезный индикатор «шустрости» интернета — средняя скорость загрузки фильма весом 5 Гб. В Узбекистане интернет-пользователи тратят на это 1 час 10 минут и 45 секунд. Это на 12 минут 47 секунд больше, чем в Кыргызстане, и на 1 минуту 43 секунды — чем в Казахстане. То есть отставание от соседей некритичное.

Уже стартовавшая локализация серверного оборудования крупных интернет-сервисов, таких как Google, YouTube, «Яндекс», позволит ускорить их работу и сократить время загрузки контента. Благодаря размещению серверов на территории страны в Узбекистане складывается конкурентный рынок сетей доставки контента (CDN). От этого в перспективе выигрывает потребитель, получающий более скоростной тариф за меньшую цену.

Дорогой? Смотря как считать

Согласно Cable.co.uk, по стоимости мобильного интернета Узбекистан занимает 15-е место в мире и второе в регионе после Кыргызстана. За гигабайт мобильного трафика потребители платят в среднем 37 центов. При этом трафик стационарного широкополосного интернета в полтора раза дороже, чем в Казахстане, и на 16% — чем в Кыргызстане.

Впрочем, важны не только абсолютные значения, но и как они соотносятся с покупательной способностью населения. По «золотому стандарту» ITU, на интернет должно уходит менее 2% среднедушевого месячного дохода. Этот стандарт пока остается для Узбекистана недосягаемым. Однако относительная стоимость «корзины» мобильного трафика вполне укладывается в этот диапазон — 1,1%. По этому показателю Узбекистан лишь незначительно уступает Казахстану. Зато в Кыргызстане мобильный интернет выходит в 2,5 раза дороже, чем в РУз.

Смена поколений

Узбекистан первым в Центральной Азии начал тестировать соединение последнего поколения 5G. В 2021 году первые 15 базовых станций запустил в тестовом режиме мобильный оператор Ucell.

Сегодня сеть пятого поколения покрывает избранные районы Ташкента и Самарканда. Ее массовое развертывание упирается в инфраструктурные ограничения. Миллиметровые волны, обеспечивающие высокую пропускную способность 5G, быстрее затухают при распространении, хуже огибают препятствия и проникают сквозь стены. Поэтому им требуется больше вышек, чем сетям предыдущего поколения, что увеличивает затраты на инфраструктуру.

По прогнозу GSMA Intelligence, в обозримом будущем широкополосный интернет в Узбекистане продолжит развиваться с опорой на технологию LTE. Высокочастотная связь будет внедряться в дополнение к ней. К 2025 году на 4G будет приходиться чуть более половины всех SIM-карт в стране. Для 5G этот показатель будет составлять около 10%. Весомой останется и доля подключений к 3G. Сети 3G, у которых сегодня стопроцентное покрытие, к этому времени станут достоянием истории.

Телеком Узбекистана: покрытие сетей мобильной связи и тарифы на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров

Благими намерениями государства

Специфика узбекистанского рынка телекоммуникационных услуг определяется центральной ролью государства. МИТК отвечает за достижение целей и задач Стратегии цифрового Узбекистана. Одновременно министерство полностью контролирует международный шлюз доступа к интернету через АО «Узбектелеком». Последнему принадлежат более 95% оптоволоконной магистрали и сетей «среднего километра». Это позволяет государству диктовать оптовые цены провайдерам. По данным МИТК, оптовые цены за последние четыре года снизились в 10 раз. Эта информация подтверждается независимыми источниками. Однако механизм ценообразования, как утверждается в докладе USAID, остается непрозрачным.

Два ключевых игрока — Uzmobile и MobiUz — полностью государственные. Кроме того, Агентство по управлению государственными активами Узбекистана владеет 49% акций оператора Ucell. Единственная полностью частная компания, которая конкурирует с ними на равных, — это Unitel, работающая под брендом Beeline. На эти четыре компании приходится около 95% абонентской базы в Узбекистане.

Помимо «большой четверки», на рынке представлены еще два мобильных оператора — «частник» Humans и Rubicon Wireless Communications (Perfectum), в котором 65% принадлежат государству.

Международные организации не устают повторять, что только отказ от монополии на внешний шлюз и уменьшение госдоли в секторе позволят привлечь в телеком Узбекистана масштабные инвестиции, необходимые для развития цифровой экономики. В 2018 году президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о либерализации прямого доступа к международным сетям. В том же году доступ к внешнему интернету получил MobiUz для собственных коммерческих нужд. При этом заявки Beeline на международный канал неоднократно отклонялись.

Приватизация госдоли также пока застопорилась на стадии планов и деклараций. Зарубежные инвесторы опасаются вкладываться в Узбекистан, имея перед глазами неудачный опыт предшественников. В 2018 году шведско-финская компания TeliaSonera была вынуждена продать свою долю в Ucell государству за $215 млн. Российский МТС уходил из страны дважды — в 2014-м и 2016 году. В последний раз государство выкупило 51,01% доли компании в UMS (MobiUz) за символический доллар. Можно предположить, что успешность цифровизации страны во многом зависит от того, насколько Узбекистану удастся совладать с репутацией проблемного и непредсказуемого рынка.

Кто есть кто

Оценить вес компаний на рынке сложно, так как лишь некоторые из них регулярно раскрывают финансовые показатели и точное число абонентов. Путаницу вносит и различие между национальным и международным стандартами финансовой отчетности.

Телеком Узбекистана: доли компаний на рынке и технологии мобильной связи

Uzmobile, предположительно, лидер по размеру абонентской базы, которая насчитывает свыше 9 млн человек. Финансовыми данным о деятельности оператора мы не располагаем. Материнская компания «Узбектелеком» стала по итогам 2022 года самым крупным налогоплательщиком в сфере услуг. Она заплатила в бюджет 814,5 млрд сумов. Оборот компании за тот же период составил 6 150,3 млрд сумов. Uzmobile предоставляет услуги мобильной связи по стандартам CDMA и GSM.

Unitel (Beeline), работающий в стандарте GSM, обслуживает 8,4 млн абонентов, что предположительно является вторым результатом. Он также занимает вторую строчку в рейтинге крупнейших налогоплательщиков. В 2022 году оператор заплатил 439,3 млрд сумов налогов с оборота 2650 млрд сумов. Согласно отчету управляющей корпорации Veon, операционная прибыль (EBITDA) Beeline Uzbekistan выросла на 7,9% (YoY) и составила 302,8 млрд сумов. По итогам двух первых кварталов прошлого года Speedtest признал мобильный интернет от Beeline лучшим в Узбекистане по скорости и качеству воспроизведения видео.

Coscom (Ucell) располагает базой из 7,1 млн абонентов. Оборот компании в 2022 году составил 2007,8 млрд сумов, из которых она заплатила 202,9 млрд сумов налогов. Оператор оказывает услуги в стандарте GSM. У него обширная зона покрытия, однако, высокоскоростной интернет доступен только в больших городах.

У MobiUz около семи тысяч абонентов и свыше 11 тысяч базовых станций. В 2022 году компания заплатила в казну 123,7 млрд сумов с оборота 1448,8 млрд сумов. Оператор, работающий в стандарте GSM, первым в стране стал внедрять технологию eSIM.

Humans — пятый сотовый оператор GSM в стране. Он является частью одноименной экосистемы, включающей также финтех-сервис и маркетплейс. Количество активных пользователей телеком-сервисов в экосистеме на конец 2022 года превысило 1,34 млн (+20% YoY). Оборот Humans Group за прошлый год составил 286,9 млрд сумов, из них 38 млрд сумов налогов.

Rubicon Wireless Communication (Perfectum) — оператор CDMA с базой около 300 тыс. абонентов. Данные о финансовой деятельности компании в открытом доступе отсутствуют.

Таким образом, около 28% телеком-рынка в Узбекистане занимает национальный оператор «Узбектелеком» (с «дочкой» Uzmobile), на втором месте — частный оператор Beeline (25%), у MobiUz и Ucell примерно равные доли — 21%.